ФИЛОСОФИЯ О КОМПАНИИ НОВОСТИ КАТАЛОГ РЕКОМЕНДУЕМ СТАТЬИ УСЛУГИ ДИЗАЙНЕРАМ ВОПРОС-ОТВЕТ КОНТАКТЫ

Акустика жилых помещений

В этой статье мы бы хотели рассказать о важной части проектной деятельности (по материалам с сайта http://www.artinstall.ru): об акустике современных жилых помещений. В нашей работе акустические проекты являются базисом для рабочего проекта в части акустического оформления.

К сожалению, в наши дни изучение бытовой акустики (да и строительной тоже) находится на очень скромном положении в ВУЗах. Современные программы обучения базируются в лучшем случае на двух учебниках: "Архитектурная физика" Оболенского и "Архитектурно-строительная акустика" Ковригина, изданных еще в 80х прошлого века.

Звукоизоляция

Мы не зря разделили понятия музыкальной и строительной акустики, последняя опирается на ГОСТы и СНИПы, в терминологии которых, любые акустические колебания называются шумом, с которым обычно все борются. Если выражаться научно корректно, то большая часть современной российской акустики посвящена вопросам звукоизоляции, т. е изоляции одной зоны от другой от излишков громких звуков (шума).

Уровень шума (в частном случае - звука) принято измерять в децибелах (Дб), в честь Александра Белла, который изобрел телефон. Суть этой сложной логарифмической величины очень трудно осмыслить простому человеку, но достаточно просто понять методом сравнений:
Шепот 30Дб
Кондиционер 40Дб
Разговор 60Дб
Пылесос 70Дб
Взлетающий самолет 130Дб
Порог некомфортного человеческого восприятия уровня звука (шума) начинается около 100Дб, болевой порог для ушей - 130Дб.

Естественно, на этапе проектирования жилья важно понимать в каких комнатах и помещениях будут источники звука и шума, чтобы максимально удалить их друг от друга. Если это невозможно, то нужно рассчитать достаточную для отдыха звукоизоляцию.

Например: спальня соседствует с кинозалом, для сна необходимо минимум 20Дб, а профессионально установленный кинотеатр - это 95Дб, соответственно, нужна мощная звукоизоляция в 75Дб, в данном случае это должна быть стена толщиной в 3 кирпича(!). Естественно, прогресс на месте не стоит, мировая строительная акустика предлагает огромный спектр звукоизоляционных материалов, намного более тонких, чем 3 кирпича, но с подобными звукоизоляционными свойствами.

По нашим наблюдениям параметры звукоизоляции современных многоквартирных домов, мягко говоря, отличаются от ГОСТа 12.1.036-81 и СНиП-23-03-2003.

Что ж, как говорится, время скоростей... Еще печальнее, что новые собственники уделяют внимание звукоизоляции еще меньше строителей.. Поэтому подчас премьера фильма (точнее его саундтрека) проходит сразу во всех комнатах и даже на нескольких этажах.

Акустическое проектирование

Очень важно разделять принципиальные понятия звукоизоляции и звукопоглощения. Если звукоизоляция связана с борьбой с шумом, то звукопоглощение определяет акустические свойства помещения, правильную и естественную слышимость в нем.

Все материалы в разной мере одновременно и отражают, и поглощают звук. Задача акустического проекта - настройка акустических систем и оптимизация помещения таким образом, чтобы максимально приблизить звук в проектируемом помещении к оригиналу, записанному в студии.

Есть несколько принципиальных подходов к акустическому проектированию со смещенными акцентами: проектирование акустики киноконцертных комплексов, ресторанов и кафе, и квартирно-коттеджное.

Назначение объектов акустического проектирования требует решения определенных задач, например, в Оперном театре в любом кресле зала должна быть 100% разборчивость сценических диалогов, в ресторане - равномерное и комфортное звуковое давление фоновой подзвучки. Наибольшей щепетильности акустических расчетов требуют жилые помещения. В настоящее время системы объемного звучания (в миру "Домашний кинотеатр") стали социальной нормой, при проектировании современного коттеджа - закладывается домашний кинозал, реже встречаются специализированные комнаты для прослушивания музыки.

Сами того не подозревая, важную роль в акустике помещения играют сами дизайнеры интерьеров. Бывает такое, что гипертрофированная креативность и "высота" творческого полета прямо пропорциональна последующей сложности акустических расчетов. Нередко случается и такое, что акустические системы подбираются исходя из визуальных (дизайнер) или стоимостных (заказчик) критериев. На этом все заканчивается. Как следствие "домашний кинотеатр" за 20000 у.е. звучит на 200.

Можно привести типичные акустические проблемы, связанные с неграмотным подбором акустических систем, их неправильным взаимным расположением и отсутствием настройки:

- "Отсутствие локализации"

Невозможно определить место происходящего на экране события.
Должно: По замыслу г-на Спилберга вертолет должен появиться сзади справа, пролететь над слушателем и скрыться впереди слева.
Получается: вертолет появляется где-то сзади и исчезает где-то впереди.

- "Неоднородность звукового поля"

Разные зрители-слушатели слышат происходящее на экране по-разному
Должно: По замыслу Джона Ву пуля, пробившая окно, разбивает лампочку.
Получается: правый зритель услышал только звон разбившегося окна, а левый только звук лопнувшей лампочки.

- "Какофония"

Диалоги персонажей звучат неразборчиво, звуковые детали сливаются в гул.
Должно: В зале суда идет яростная дискуссия между адвокатом, обвинителем и присяжными.
Получается: Зал суда превращается в рынок, монологи персонажей превращаются в отдельные трудно разборчивые слова с непонятной принадлежностью.

- "Чрезмерное звуковое давление"

Просмотр некоторых особо громких сцен вызывает осознанный дискомфорт.
Должно: многочисленные разрывы гранат и взрывы снарядов в кинодраме "Взвод" Оливера Стоуна заставляют зрителя оказаться в самом пекле боя, осознать драматизм положения героев.
Получается: Зритель оказывается в эпицентре ядерного взрыва, на экране непонятно почему выжили вьетнамцы и янки. После просмотра кинокартины некоторое время уши плохо слышат.

- "Стоячая Волна"

Из-за явления акустического резонанса, в комнате появляются места с практически полным отсутствием низких частот.
Должно: многочисленные разрывы гранат и взрывы снарядов в кинодраме "Взвод" Оливера Стоуна заставляют зрителя оказаться в самом пекле боя, осознать драматизм положения героев.
Получается: На фоне нервных диалогов американских солдат земля, трава и т.д. с некоторой периодичностью разлетается в разные стороны.

Причиной этих проблем являются:
Эффект реверберации (по-простому - эхо) возникает с разной интенсивностью на разных частотах. Время реверберации зависит от материалов стен, потолков, количества и материала мебели и даже количества зрителей!

Излишне звонкое помещение с долгим эхом - смазывает звуковую картину, излишне глухое помещение тоже порождает некомфортное восприятие. Поэтому в качестве некоего стандарта уровня реверберации помещения акустическим сообществом принят коридор или вилка реверберации (стандарт МЭК 268-13)

Эффект резонанса. Это легко представить на примере сходящихся и расходящихся волн в стакане воды. Через некоторый момент времени на поверхности воды будут неподвижные участки с устойчивыми впадинами и четко выраженными подъемами, в музыкальной акустике этот термин называется "Стоячая волна".

Нам известны попытки некоторых производителей адаптировать акустические системы под конкретное помещение. В частности широко известный в узких кругах Bang & Olufsen в своем изделии BeoLab5 применяет систему Adaptive Bass Control (ABC) совместно с Moving Microphone system (MMS).

За гораздо меньшие деньги подобную систему предлагает японский производитель Pioneer, его система Multi-Channel Acoustic Calibration System (MCACC) смягчает эффект реверберации (эха) на 9ти частотных диапазонах от 63 до 160000 Гц, т.е. практически весь акустический диапазон. При этом стоимость усилителей Pioneer с функцией полноценной калибровки начинается с 300 USD(!)

Минусы этих систем: настройки системы BeoLab5 очень статичны, даже при появлении дополнительного слушателя систему необходимо перенастраивать, выдвигающийся микрофон имеет очень скромные характеристики, явный дисбаланс с уровнем самой акустической системы. Видимо этот момент учел Pioneer, переставший комплектовать усилители микрофоном.

В настоящее время Акустический проект включает в себя следующие разделы, в которых проводятся соответствующие исследования
Время Реверберации Коэффициент звукового поглощения помещения Звуковая локализация (глубина, направление, объём) Уровни звукового давления Разборчивость речи

Результатом проекта является оптимальное размещение акустических систем для данного помещения. Причем можно с уверенностью рекомендовать определенный тип акустических систем, конфигурацию "домашнего кинотеатра" по количеству каналов (5.1, 6.1…и т.д.) и определить точное (до мм) месторасположение и азимут (углы поворотов) акустических систем.
Бывают случаи, что дизайнер не может отказаться от определенной модели акустических систем (настоящий художник), в этом случае можно провести акустические исследования именно для этой модели. Результатом будет понимание того максимума, на который способна будет понравившаяся акустическая система в данном помещении.

В разделе рекомендации акустического проекта предлагаются некоторые конструктивные дополнения в строительный проект, также предлагаются материалы для оптимального звукопоглощения, причем они могут быть как специализированные (например, потолки Ecophon, стеновые панели PPG и т.п.) так и "народные" средства, такие как различные натяжные потолки, минераловата, ковры с ворсом определенной высоты, растения и т.д.

Все акустические исследования проверяются и доводятся до нужных параметров эмпирически. Финальная настройка акустических систем и электроники происходит в готовом помещении с использованием специального измерительного оборудования, чтобы принять во внимание все возможные изменения.
ФИЛОСОФИЯ СПОСОБЫ ОПЛАТЫ КАТАЛОГ ОБЗОРЫ

О КОМПАНИИ ГАРАНТИИ УСЛУГИ
НАШИ ПАРТНЁРЫ ПАРКОВКА ДИЗАЙНЕРАМ
НА ГЛАВНУЮ КОНТАКТЫ ЗАКАЗ АУДИОТЕХНИКИ
И СРОКИ ДОСТАВКИ
КАРТА САЙТА
Торговый центр «Антей», 5 эт.

г. Екатеринбург, ул. Малышева 53
разработка сайта и дизайн
АКЦИИ
   
+7 (343) 379-58-81

+7 (908) 926-64-19

+7 (343) 268-11-99


Яндекс.Метрика